Для Российской Федерации 2014 год ознаменовался рядом существенных изменений, кардинальным образом корректирующих установившийся «уклад» пребывающих в стране граждан других государств и существенно ужесточивших его. В дополнение к этому прошла волна запретов на массовый въезд в страну иностранных граждан. Каким образом было изменено миграционное законодательство в период 2014-2021 годов, какие особенности присущи этим изменениям, далее в статье и рассмотрим.

Беженцы

Изменение срока пребывания в пределах территории РФ

С начала 2014 года вступили в действие измененные ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статья 5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно внесенным поправкам, срок временного проживания в пределах территории России иностранных граждан, прибывших сюда по безвизовому режиму, не может суммарно в течение полугода превышать 90 суток. Для отдельных категорий эти временные рамки могут быть скорректированы.

Что это влечет за собой?

Если ранее иностранному гражданину после приезда в Россию разрешалось находиться на ее территории до 90 дней, а после этого либо уехать к себе на родину, либо пересечь границу близлежащего к РФ государства и буквально сразу – на второй день – снова въехать в страну, то новые законы 2014 года такой поворот событий исключают.

Согласно новым положениям, гражданин другого государства после выезда из РФ по окончании 90-дневного периода временного пребывания сможет въехать в нее снова лишь через 3 месяца. Иными словами, на территории России в течение одного полугодичного периода иностранному гражданину разрешается пребывать только 3 месяца.

В случае нарушения этого срока иностранцу грозит запрещение на пересечение российской границы при следующей попытке въезда или административный штраф и депортация. Продолжительность периода, в течение которого невозможна будет поездка в Россию, во втором случае, в соответствии с нововведениями, не может быть меньше 3 лет.

Законодателями все же, как уже ранее отмечалось, предусмотрены некоторые поблажки: к примеру, если иностранец попадет в больницу, что приведет к нарушению сроков пребывания, то предоставление соответствующих справок даст возможность продлить для него срок пребывания.

Изменения, касающиеся постановки на миграционный учет

В 2018 году в законодательство о мигрантах внесен еще целый ряд важных изменений. Была ужесточена ответственность за нарушение миграционных норм путем принятия Федерального закона от 11.10.2018 № 366-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 23 Федерального закона “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства…”», согласно которому:

  • фиктивной постановкой на учет иностранного гражданина признается не только регистрация в жилом помещении, но и его регистрация в нежилом помещении;
  • фиктивной также считается регистрация иностранца по адресу организации, если в последней он не трудится.

Кроме того, были внесены поправки в ст. 322.3 Уголовного кодекса РФ: из понятия «фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении» исключили слово «жилой», следовательно, ответственность по данной статье УК РФ сейчас будет наступать и за регистрацию в нежилых помещениях.

Нелегальные мигранты в рф

Таким образом, иностранец должен быть поставлен на учет по месту пребывания:

  • по адресу жилого помещения, которое не является его местом жительства, но в котором он проживает фактически;
  • по адресу компании-работодателя, где он трудоустроен, если он живет на территории организации либо у помещения, где он живет, нет адреса (например, «жилой вагончик» на стройке).

Дополнительные обязанности для граждан и компаний, приглашающих иностранцев

Стоит упомянуть об одном важном нововведении: с 16 января 2019 года на граждан, пригласивших в Россию иностранцев, возложена обязанность проследить за тем, чтобы приглашенные соблюдали заявленные цели визита и вовремя покинули нашу страну. Речь о мигрантах, которые приезжают по визе, так как для ее получения требуется приглашение.

Для принимающей стороны, которая не обеспечит соблюдение цели визита и выезда своего гостя из страны по окончании срока действия визы, предусмотрены штрафы: для граждан — 2-4 тысячи рублей, для должностных лиц — 45-50 тысяч рублей, для юридических лиц — 400-500 тысяч рублей.

Борьба с «резиновыми квартирами»

Российскими законодателями ужесточена ответственность за несоблюдение правил миграционного учета и регистрации. Так, с 2014 года за фиктивную регистрацию иностранных граждан предусмотрена уголовная ответственность. Здесь имеется в виду регистрация по поддельным документам или в помещении, в котором человек не собирался проживать.

Размер штрафа за подобное нарушение теперь составляет от 150 до 500 тысяч рублей либо же будет приравнен к доходу нарушителя за трехлетний период. Помимо наложения штрафа, провинившийся иностранец может быть также привлечен к исправительным работам, предусматривается даже лишение свободы на срок до 3 лет.

Внесенные в законодательство РФ изменения также предусматривают новые штрафы за нарушение регистрации, которые существенно превышают ранее налагаемые. В случае проживания без регистрации штраф варьируется от 2 до 3 тысяч рублей. Собственники, в квартирах которых проживают незарегистрированные иностранцы, будут штрафоваться на сумму от 2,5 до 6 тысяч рублей.

Больше всего увеличен размер штрафов для компаний-нарушителей, трудоустраивающих иностранных мигрантов нелегально, им в таком случае придется уплатить 250-750 тысяч рублей. Для недобросовестных чиновников, регистрирующих граждан с нарушениями действующего законодательства, предусмотрен штраф в размере 25-50 тысяч рублей.

Нелегальная миграция в России: видео

Ограничения в трудовой деятельности

Закон о мигрантах в России также затронул и сферу приема граждан-выходцев из других стран на работу. Так, начиная с текущего 2014 года, существуют количественные ограничения на иностранных работников, привлеченных хозяйствующими субъектами в областях спорта и розничной торговли.

В соответствии с нововведениями, иностранцы могут быть заняты в розничной торговле алкогольной группой товаров, однако число таких работников при этом не должно превышать 15% общей численности рабочих. Для большего понимания сути изменений отметим, что до 2013 года этот предел составлял 25%.

Нулевая квота для иностранцев установлена в торговле фармацевтическими товарами, на рынках и в торговых палатках.

В области спорта при трудоустройстве иностранцев может рассматриваться только так называемая «второстепенная деятельность»: организация и проведение разных спортивных мероприятий, деятельность самостоятельных атлетов и спортсменов, тренеров, инструкторов, судей и т.д. Допустимая доля граждан-иностранцев, как и ранее, составит 25%.

Постановлением Правительства РФ от 14.11.2018 № 1365 «Об установлении на 2019 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» сохранена установленная на 2018 год допустимая доля иностранных работников, за исключением сферы прочего сухопутного пассажирского транспорта и автомобильного грузового транспорта, где доля иностранных работников снижена с 28 до 26 % общей численности работников.

Тем не менее, на 2020 год сохранена установленная годом ранее допустимая доля в такой экономической деятельности,  как выращивания овощей в размере 50% общей численности работников, используемых хозяйствующими субъектами. Эта норма не распространяется на территории Приморского края и Астраханской области.

Квоты на разрешение на временное жительство

Поправками в миграционные законы 2014 года предусмотрен такой инструмент, как организуемая ежегодно по квотному принципу выдача разрешений на краткосрочное пребывание для иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Объем квоты на каждый год устанавливает Правительство РФ.

Стоит отметить, что с каждым годом количество РВП, выдаваемых по квотному принципу, сокращается, например, в 2014 году их объем составлял  95880, в 2019 году – 83480.

Естественно, разным регионам приходится принимать различное число иностранцев, поэтому квотирование каждого субъекта Федерации осуществляется с учетом характерной для данного региона миграционной ситуации и экономического положения на момент рассмотрения. Наибольшее количество РВП на 2020 год запросили Центральный – 24150 и Приволжский федеральные округа – 14200, наименьшее – 4800 – Уральский.

Как проверить «черный список» мигрантов ГУВМ: видеоинструкция