Миграционными процессами сегодня охвачены все страны, поэтому данное явление требует к себе постоянного внимания, своевременного регулирования и гибкого реагирования на любые изменения. Учебная миграция в 2021 году в РФ также требует дополнительного внимания, и разбору ее особенностей, характерных для современного положения дел, и посвятим эту статью.

Образовательная миграция

Особенности ситуации на рынке труда и образования

Сейчас Российская Федерация осуществляет пересмотр своей миграционной политики с целью ее последующей ориентации на удержание востребованной на рынке труда категории мигрантов, которые обладают необходимыми для развития страны квалификационными характеристиками и социальными параметрами.

Специфичность действительности России в том, что в стране существует большой недостаток специалистов высшей категории и в то же время наблюдается дефицит работников с низкой квалификацией в отраслях, которые считаются местными жителями непрестижными – с тяжелыми условиями деятельности, низкими заработками, сезонностью.

Прогнозы статистического ведомства в данном направлении вовсе не оптимистичны: за период с 2007 до 2025 года население России сократится на 8,5 млн человек, трудоспособного населения останется всего 16,4 млн человек. Против таких потерь автоматизация и механизация труда просто бессильны, и даже если в демографической политике будут эффективно и быстро приняты соответствующие меры, ощутимый результат от них будет заметен минимум через 15-20 лет.

Образовательная миграция в РФ

Образовательная миграция – один из основных механизмов решения подобной проблемы, так как ее политические, социальные и экономические выгоды совершенно очевидны.

На сегодняшний день безусловным лидером на мировом образовательном рынке является США, под контролем которой находится третья часть мирового финансового оборота образовательной категории. По данным ЮНЕСКО, Швейцария «приютила» наибольшее количество иностранных студентов, которых в университетах страны всего 16%, тогда как в России данный показатель равняется всего 1,5%.

Уже сегодня, учитывая ухудшающуюся демографическую ситуацию, региональные вузы РФ начинают между собой конкурировать за россиян и иностранцев, желающих получить высшее образование, поскольку этим определяется не только престиж, но и в целом существование учебных заведений.

Образовательная миграция: видео

Государство, бизнес и вуз: реалии сотрудничества

Образовательную миграцию необходимо выделить в отдельное направление политики страны в сфере миграции и совершенствовать и дополнять существующую правовую основу, отталкиваясь от особенностей отрасли. И хотя на сегодня законодательная база в этой отрасли сильно ограничена федеральными законами «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и «О правовом положении иностранных граждан», миграционная политика все же приобрела более либеральные черты:

  • упрощены правила регистрации иммигрантов;
  • разрешительная регистрация мигрантов заменена на уведомительный порядок учета по месту пребывания;
  • возможность удлинить срок временного проживания до 180 дней, а затем и до года.

Однако по-прежнему иностранным студентам запрещается работать вне вуза во время обучения, тогда как подработка для любого студента важна как в финансовом плане, так и в качестве возможности поучаствовать в реальном коммерческом бизнесе, научных изысканиях и исследовательских работах, что в результате поспособствует существенному повышению профессионального уровня, росту эффективности и качества обучения.

С учетом этого стимулируется создание бизнес-инкубаторов, исследовательских лабораторий, специальных центров для помощи студентам в поиске подработки или работы по специальности на период обучения на старших курсах.

Образовательная миграция2

Положительный результат в таком подходе может быть гарантирован только в том случае, если вузы, государственные и бизнес-структуры будут взаимовыгодно сотрудничать.

В чем важность увеличения масштабов учебной миграции?

В первую очередь, нужно отметить, это послужит дополнительной гарантией высокого качества образовательного процесса. Кроме того, знания и компетенции студентов, обучающихся за бюджетные средства, могут быть выгодно использованы для развития национальной экономики.

Выгода экспортера образования, пожалуй, совершенно очевидна: государство, не затрачивая средств на детский период будущих абитуриентов, получает плату, предоставляя образовательные услуги, а затем и молодого специалиста, полностью интегрированного в принимающее общество, и члена социума.

Кроме того, согласитесь, для любой страны студент гораздо более выгодный и перспективный мигрант, нежели вынужденный переселенец или беженец, приезжий для воссоединения с семьей или гастарбайтер.

Проведением более активной политики в сфере учебных миграционных процессов Россия сможет существенно повысить степень управляемости иммигрантами, получить дополнительную область сотрудничества с республиками, ранее входившими в СССР, и, самое главное, молодых граждан нужных специальностей, знающих язык и интегрированных в общество. И даже если, окончив обучение в российском вузе, студент-иностранец вернется к себе на родину, Россия также получит положительный результат: иностранец увезет и непроизвольно будет распространять в своем окружении сведения о качестве образования в вузах РФ, элементах российской культуры, технологиях, а значит, поспособствует возникновению перспективы использования отечественного оборудования, стандартов и пр.

Виды миграции населения/причины миграции: видео